Киевский Клуб Спортивного Бриджа

Бридж – это либо страшная болезнь, либо ... вирус, заброшенный к нам на Землю инопланетным разумом, с помощью которого они нас изучают ...
П. Портной, Н. Женова

История киевского бридж-клуба

Первая официальная киевская секция бриджа образовалась при авиазаводе Антонова в 1968 году под личным, хотя и  неявным, покровительством самого Олега Константиновича Антонова. Основными энтузиастами были сотрудники авиазавода: Юра Белоус, Володя Склярский, Виталий Голуб, Виталий Анисимов, Гена Шумейко, Гарик Шехтман. У клуба было постоянное помещение в заводском спорткомплексе на улице Кременецкой, которое изначально принадлежало шахматно-шашечной секции, а потом в расписании занятий вполне легально появился и спортивный бридж. Бессменным председателем клуба был Юра Белоус, заместителем по оргвопросам и казначеем – Володя Склярский. Большую помощь в становлении клуба оказывали бриджисты Харькова: Владимир Фёдорович Короп, Александр Александрович Михайловский и другие, - ведь там к концу 60-х уже сложилось довольно солидное бриджевое сообщество. Киевские бриджисты имели также контакты с коллегами из Львова, Таллинна, Риги, Вильнюса. Благодаря всем этим связям в  клубе имелось достаточное количество печатных материалов по бриджу (системы торговли, бриджевая теория, организация турниров, судейство и т.д.)

Финансовая база клуба формировалась, главным образом, из членских взносов, но изредка перепадало кое-что и от профсоюзной организации авиазавода. Деньги расходовались, в основном, на игровой инвентарь  - помещение тогда было бесплатным. Кроме того, клуб выделял небольшие суммы на участие основной (официально отобравшейся!) команды Киева в выездных турнирах. Как правило, оплачивался организационный взнос за участие в турнире. Расходы на проезд, проживание и пр. иногда тоже частично компенсировались, в зависимости от текущего состояния казны. 

Стоит отметить исключительно серьёзную атмосферу, поддерживаемую в клубе его организаторами-антоновцами, в первую очередь стараниями Юры Белоуса. Все турниры, даже обычные еженедельные занятия, проходили со строгим соблюдением всех правил приличия, в очень корректной и доброжелательной обстановке. Никому и в голову не приходило галдеть в игровом зале или, не дай бог, явиться в клуб на подпитии.

Начавшись с антоновского «ядра», состав киевских бриджистов постоянно расширялся. В частности, «ранними» членами клуба были Борис Васильевич Чижов и Николай Ерофеевич Король. После образования при Институте Кибернетики кафедры МФТИ (1968 год), в клубе появилась группа физтеховских студентов (впоследствии сотрудников ИК), которые начинали играть в бридж ещё в Москве. В первую очередь, это Анатолий Соляник, Сергей Мороз, Леонид Сербер. Чуть позже (1970 год) к ним добавились Василий Каюров и Вячеслав Гайдук. Благодаря тесному общению с физтеховцами, серьёзно увлёкся бриджем и вскоре (в 1971 году) стал членом клуба  Николай Павлович Царюк, ставший впоследствии настоящей звездой киевского, да и не только киевского бриджа. В клубе той поры были и ещё кибернетики – Георгий  Донец, Владимир Пилипенко и др. 

Благодаря налаженным связям, клуб регулярно получал приглашения на турниры в других городах, в том числе и за пределами Украины. Отбор команды всегда проходил по заранее оговоренной процедуре, и каких-либо трений на этот счёт обычно не возникало. Начиная с 1971 года в команду, наряду с антоновцами, стабильно попадали физтеховские пары В. Каюров - В. Гайдук и С. Мороз - Л. Сербер. После распада в 1972 году (кстати, при довольно курьёзных обстоятельствах) пары Н. Король - Б. Чижов, появилась новая очень сильная пара А. Соляник - Б. Чижов, которая также несколько лет подряд регулярно входила в основную команду Киева вместе с образовавшейся в том же году парой В. Каюров - Н. Царюк (до этого партнёром Царюка в клубе был В. Пилипенко).

Турниры проходили в различных городах: вспоминаются соревнования в Харькове, Таллинне, Вильнюсе в 1971 году, Львовский конгресс 1972 года. Но первый успех к киевлянам пришёл на Таллиннском фестивале в 1972 году. В составе команды были пары В. Каюров - Н. Царюк, Ю. Белоус - В. Голуб, Г. Шехтман - В. Склярский. Этот турнир стоит отметить особо, как дебют Н. Царюка в сборной и как первый более-менее заметный успех (призы!) Киева на союзном уровне. В команду Каюров отобрался с Гайдуком, но в последний момент оказалось, что Слава ехать не может. Наилучшей кандидатурой для его замены был, естественно, Царюк, тем более, что Каюров с ним уже до того много играл, и они прекрасно понимали друг друга, как в торговле, так и на висте. Оставалось только убедить формалиста Белоуса, который, как президент клуба, очень переживал по поводу изменения уже утверждённых(!) результатов отбора.  В итоге всё, разумеется, утряслось, а к концу фестиваля именно Юра больше всех радовался результатам и с покаянием  вспоминал свои волнения по поводу замены в команде. Киев тогда вполне пристойно выступил во всех турнирах, а в Паттоне даже попал в призёры и получил какие-то памятные сувениры – денежные призы в те годы категорически не допускались. После этого турнира Каюров с Царюком играли в паре уже постоянно, на протяжении более 15 лет. Участвовали (и побеждали) в турнирах самого разного уровня, от первенства Киева до первенства Союза.

Увы, в 1973 году бридж (вместе с бильярдом, карате, женским футболом) был запрещен в СССР, как «вид спорта, несовместимый с моральный кодексом строителя коммунизма». Уже во времена запрета (1974 год) киевский бридж пополнился «мехматовцами» - Юрием Юрачкивским, Сергеем Хурсиным. С 1975 года в клубе появился Пётр Карликов, ставший впоследствии одним из ведущих киевских и украинских бриджистов. Тем временем турниры стали «полуподпольными». Играли на квартирах: у Сидякина в Дарнице (в однокомнатной квартире умудрялись иногда организовывать пять столов!), у Царюка на Пражской улице возле Ленинградской площади, у Данилюков в Голосеево (там проходили первенства Киева, так как квартира была побольше). Позже играли у Виктора Брижана на Городецкого, у Сергея Капустина на Печерске, и у многих других. Проходили длинные первенства Киева по системе матчевых встреч, с переносом коробок в таинственном чемоданчике.

После запрета полуофициальные турниры могла проводить только Прибалтика. И с 1973 года большой всесоюзный турнир проводился в Латвии, на Рижском взморье, в студенческом лагере Рижского политехнического института «Рониши». Приезжало обычно около 25 команд со всего Союза, и места распределялись по общем зачету в разнообразных турнирах. Этот конгресс стал самым любимым и удачным для киевлян. Команда Киева начала в нём участвовать с самого его основания в 1973 году в составе Каюров - Царюк, Соляник - Чижов и Мороз - Сербер. В следующем году команда уже выиграла призы в Паттоне, а ещё через год, в 1975-м, в парном турнире на среднее победили сразу две киевские пары: первое место Соляник - Чижов, второе Каюров – Царюк. С учётом неплохих результатов и в остальных турнирах, Киев (даже без микстовой пары) занял достаточно высокое суммарное место в конгрессном зачёте и получил право на следующий год выступать не одной, а двумя командами. Но в целом наша команда не могла занимать высоких мест в командном зачете, потому что до 1976 года у нас не было ни одной микстовой пары, а она была обязательна по правилам того фестиваля. И только в 1976 году впервые от Киева поехала Татьяна Данилюк (тогда еще Татьяна Моргун). Состав команды: Каюров – Царюк, Соляник – Чижов, Моргун – Капустин.

Проводились и другие интересные турниры, особенно в Эстонии, например, легендарный сейчас новогодний турнир в Тарту. А с 1979 года было организовано командное первенство СССР. Весь Союз был разделен на 6 зон (одной из зон была Украина), от каждой зоны отбиралось по 2 команды, потом 12 команд играли полуфиналы в двух группах. В 1979 году от Киева отобралась команда в таком составе: Карликов – Соляник, Царюк – Шехтман, Чижов – Капустин. Полуфиналы проходили в Риге и Таллинне. Из Таллиннского полуфинала вышли в финал Киев и Пярну, из Рижского – Таллинн и Выру (небольшой городок в Латвии). Только по этому факту можно представить уровень прибалтийского бриджа – а ведь играли команды из всего Союза, включая очень приличных игроков из Москвы, Ленинграда, Харькова… Финал проходил в Таллинне по олимпийской системе. Киев обыграл Выру, причем за 96 сдач победа досталась всего 4-мя ИМПами! Таллинн одержал победу над Пярну, а в решающем матче обыграл и киевлян. Но все-таки, серебро на 1-м командном первенстве СССР досталось киевлянам!

Уже в 1980-м году формула турнира немного изменилась. После отбора в чемпионат были допущены 24 команды, разбитые на два полуфинала по 12. Из них выходило по 6 команд в круговой финал. Это первенство проходило в Тарту, и Киев (единственный раз в истории) победил. Киевская команда стала чемпионом Советского Союза. Вот ее легендарный состав: Николай Царюк, Василий Каюров, Борис Чижов, Анатолий Соляник, Владимир Кузенко.

С осени того же года стало проводиться и парное первенство СССР, все в том же Тарту. От Киева лучшей стала пара Петр Карликов – Платон Белецкий, занявшая 10-е место из примерно 100 участников. А в 1982 году на турнире в «Рониши» киевская команда наконец получила бронзовую медаль в общем зачёте. Состав команды: Петр Карликов – Платон Белецкий, Марина Капустина – Виталий Анисимов.

Во времена запрета бриджа случались разные истории. В 1982 году все ехали на очередной турнир в Тарту. Уже в дороге узнали – умер Брежнев. По приезду организаторы сказали: «нам очень не рекомендовали проводить этот турнир». Даже Эстония не могла обойти всесоюзный траур. Поиграли пару ночей роббера, выпили водки и разъехались… А в 1983 году очередное первенство Украины, которое было одновременно зональным отбором на первенство Союза, проходило зимой, под Киевом, в пионерлагере авиазавода Антонова. Но кто-то настучал. Приехала милиция, увезла всех в Киев, где у всех проверили документы, записали данные, задали много неприятных вопросов, особенно про финансовую сторону. Два иногородних участника оказались без документов – им пришлось ночевать в камерах, остальных отпустили. Почему-то только два человека получили письма на работу: Виталий Анисимов и Платон Белецкий. У Анисимова были серьезные неприятности, а вот на факультете у Белецкого все просто посмеялись и попросили организовать лекцию о спортивном бридже. Правда, новых игроков так и не прибавилось.

С 1985 года первенства Украины стали проходить в Тернополе. На Западной Украине было как-то попроще, да и с началом перестройки запрет на бридж стал ослабевать. В декабре 1990 года все запрещенные виды спорта были разрешены официальным указом. До развала Союза оставалось меньше года…

В 1989 году в клуб, тогда еще собиравшийся на квартирах, пришла новая пара – Владислав Морозов и Сергей Нищий. В начале 1992 года они сыграли в Минске, на юниорском фестивале стран СНГ как единственная на тот момент юниорская пара Украины, а в 1996 стали чемпионами Украины в парном зачёте – первыми из представителей нового поколения киевских бриджистов. В то время, в начале 90-х, в клуб просто хлынула молодежь – спортивный бридж переживал в нашей стране небывалый подъем. Из 15 мастеров спорта Украины, играющих на сегодняшний момент в Киеве, половина пришла в клуб именно тогда. Это Виталий Зубань, Владимир Драган, Вячеслав Таридонов, Борис Шухмейстер, Сергей Коляденко, Родион Ковальчук, Владимир Порхун.

В 1991 году был проведен последний всесоюзный турнир в «Рониши». Лучшим в общем зачете игроком стал наш Пётр Карликов, выигравший там почти все, и выполнивший норму мастера спорта СССР. И в том же году в Юрмале прошло первенство соцстран. Женская сборная Украины, в которой было две киевские пары, завоевала бронзу. Её состав: Татьяна Данилюк - Марина Капустина (Киев), Галина Добровольская - Елена Брижан (Киев), Тина Молочникова – Наталья Фомина (Харьков).

А в декабре 1991 года был проведен 1-й Кубок Украины, собравший более 80 пар! Играли в спортзале института физкультуры, у Олимпийского стадиона. По городу были расклеены афиши, бриджевый ажиотаж витал в воздухе… Это был замечательный турнир. Следующий Кубок Украины в 1992 году собрал даже 85 пар! Тем временем клубные встречи стали регулярными: два раза в неделю, как правило, понедельник и четверг. Сначала, недолгое время, играли в шахматном клубе «Авангард» на площади Победы, потом в шахматном клубе на улице Чкалова (теперь Олеся Гончара). Наилучшим местом стало полуподвальное, таинственно-уютное кафе в Институте химии на улице Марии Расковой: много лет вечерние турниры собирали там от 16 до 20 и более пар! Бессменным организатором турниров всё это время выступал еще один наш мастер спорта Константин Третьяченко.

Потом играли в кафе на Петровке, в бизнес-центре возле Печерской Лавры, были и случайные места… Первенства Украины, парный турнир по системе «Санди-Таймс» и другие крупные соревнования часто проходили в Пуще-Водице. После довольно большого перерыва клуб собирается в комфортном зале, в бильярдном клубе «Нью-Йорк» на Шулявке. Киевский бридж возрождается.